Содержание законодательного изменения, нововведения Государственные заказчики должны быть заинтересованы в закупке экологических товаров, работ и услуг. Это увеличит спрос на товары из вторичных ресурсов и создаст условия для переработки отходов производства и потребления. К такому выводу пришли участники совещания проекта Общероссийского народного фронта «За честные закупки». В «майском указе» президента России, лидера ОНФ Владимира Путина отдельное внимание уделено вопросам экологии. В частности, глава государства поставил задачу сформировать комплексную систему обращения с твердыми коммунальными отходами, а также обеспечить условия для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления. Одним из инструментов для достижения этих целей может стать увеличение спроса на товары из вторичных материальных ресурсов за счет государственных закупок. «Мы считаем, что экологические госзакупки могут и должны стать инструментом государства по развитию экономики страны без ущерба окружающей среде. Очевидно, что государство – самый крупный заказчик, и оно может сформировать спрос на экологические товары и услуги, тем самым определить вектор развития рынка в целом», – отметил модератор тематической площадки ОНФ «Экология» Дмитрий Миронов. Эксперты Народного фронта отметили, что переориентация государства на экологичные закупки невозможна без развития надежной правовой базы, состоящей из экологических ГОСТов, технических регламентов и иных нормативно-правовых актов. «К сожалению, в стране отсутствует единый вектор государственной политики в отношении закупки экологических товаров. Одним из первых шагов на пути к созданию спроса должен стать перечень товаров, работ и услуг, закупки которых должны проводиться по критерию экологичности. Не нужно пытаться массово заставить всех заказчиков закупать «зеленые» товары. Важно для начала определить, к каким товарам можно ввести требования экологичности, и постепенно расширять этот список», – отметила активист проекта ОНФ «За честные закупки», член московского штаба ОНФ Наталья Розина. Кроме того, эксперты ОНФ считают, что такими товарами можно дополнить перечень нормирования в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ. И в нем, к примеру, можно предусмотреть, какие товары следует закупать, установить критерии. Для удобства работы заказчиков надо разработать методические указания. Еще одним инструментом поддержки «зеленых» компаний могут стать преференции и льготы, а также решение предоставить им долю рынка госзакупок. Среди предложений экспертов ОНФ прозвучала идея предусмотреть приоритет для компаний, поставляющих экологические товары. «Основной критерий для заключения контрактов – цена. Мы давно говорим, что пора переориентировать закон о контрактной системе с цены на качество. И экологические закупки, как и закупки питания в социальные учреждения, подтверждают этот тезис. Да, безусловно, кажется, что проще всего заплатить за товар меньшую сумму, не задумываясь о его экологичности. Только эта экономия со временем оборачивается тратами на восстановление экологии страны. Поэтому мы должны начать выставлять такой критерий в закупках и, к примеру, в конкурсах отдавать больше баллов компаниям, поставляющим «зеленые» товары, работы и услуги», – заявил координатор проекта ОНФ «За честные закупки», депутат Госдумы Антон Гетта. | Стадия законодательного процесса Предзаконодательный этап (обсуждение) Реквизиты НПА (проекта НПА) - |