ОНФ призывает Минприроды России усовершенствовать систему расширенной ответственности производителя (РОП)

Дата публикации: 
30 окт 2018
Информация: 
 

Содержание законодательного изменения, нововведения

Общероссийский народный фронт предлагает Минприроды России повысить эффективность существующей системы расширенной ответственности производителя. Речь идет об увеличении ставки экологического сбора и совершенствовании его формулы путем разделения на трудноперерабатываемые и «зеленые» товары, а также о повышении эффективности его администрирования. Свои предложения ОНФ направил в проектный офис национального проекта «Экология» Минприроды России.

Ранее Минприроды учло часть предложений экспертов ОНФ по повышению размеров ставок экологического сбора по группам товаров и упаковкам, подлежащим утилизации после утраты ими потребительских свойств. Таким образом, с начала 2019 г. повышение ставок экологического сбора будет произведено по всем 54 группам товаров и упаковки. Данное повышение ставок экологического сбора вызвало негативную реакцию у ряда производителей продуктов питания и напитков, в основном у производителей пива и газированных напитков. Они направили письмо в правительство России, пригрозив поднять цены на свою продукцию в случае увеличения ставок экологического сбора.
По словам модератора тематической площадки ОНФ «Экология» Дмитрия Миронова, реакция производителей ожидаема, но большая часть их аргументов несостоятельна. «Несмотря на рост количества товаров и упаковки, производители особо не задумываются о том, что с их продукцией станет в дальнейшем. Мы предлагаем еще больше поднять существующие ставки экологического сбора, их повышение на 11,4% совпадает только с индексом потребительских цен. Поэтому слова ряда производителей о шоковом повышении является в реальности преувеличением. По расчетам экспертов ОНФ, например, себестоимость одной пластиковой бутылки объема 0,5-2 литра возрастет на 2 копейки. 
В любом случае довольно странно слышать от представителей транснациональных корпораций обвинения в адрес переработчиков в лоббизме. Складывается парадоксальная ситуация, при которой такие корпорации в Европе экологизируются, не противодействуют развитию системы расширенной ответственности производителя, и она там успешно работает, а в России они ее тормозят», – отметил Д. Миронов. По его словам, нынешние ставки экосбора, даже с учетом их повышения на 11,4%, настолько низкие, что они не смогут стимулировать развитие переработки«Если сравнивать с расходами на транспортировку и обработку пластика, то только по одной полимерной упаковке они занижены в 11 раз. В Европейском союзе те же самые ставки на бумагу, пластик и другие материалы выше в разы, и там транснациональные корпорации почему-то свою волю не диктуют и не угрожают поднять цены на продукцию», – отметил Д. Миронов.

Еще одна проблема, по словам экспертов ОНФ, заключается в игнорировании уплаты экосбора из-за отсутствия мер административной ответственности. «За 2017 год поступления в бюджет от экологического сбора составили менее полутора миллиардов рублей, несмотря на то что Минприроды России изначально заявляло о цифре в несколько раз больше – 6 миллиардов рублей. Получилось, что декларации о количестве выпущенных товаров сдало менее четверти производителей. Остальные просто не сдали никаких деклараций и не понесут за это ответственности – даже административной, потому что это не предусмотрено существующим законодательством», – отметил Д. Миронов.

Кроме того, по словам модератора площадки «Экология», формула экологического сбора требует модернизации. «К примеру, сейчас в формуле экологического сбора до сих пор нет никакой дифференциации между товарами и упаковками по степени их переработки и негативного влияния на окружающую среду. Мы предлагаем дать преимущество «зеленой» продукции перед теми товарами и упаковкой, которые сложно переработать. В формулу экологического сбора должен быть добавлен коэффициент «экологического следа». Он будет учитывать класс опасности товара, его объем и площадь, срок разлагаемости, а также степень негативного воздействия продуктов распада на окружающую среду. Производители «зеленых» товаров должны платить значительно меньше тех производителей, которые используют трудноперерабатываемые материалы», – отметил Д. Миронов.

Единственное, в чем эксперты ОНФ согласны с производителями, – это то, что нормативы утилизации отходов сегодня невозможно выполнить без внедрения раздельного сбора мусора. «Об этом мы говорили на прошлой неделе на совещании в Минприроды России, предложив добавить в федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» такой целевой показатель, как «доля раздельно накопленных твердых коммунальных отходов», а также направить полученные средства от экосбора на развитие инфраструктуры переработки отходов, в первую очередь на закупку и переоборудование контейнерных площадок под раздельный сбор, но в ведомстве к нашему предложению не прислушались.

Стадия законодательного процесса

Предзаконодательный этап (обсуждение)

Реквизиты НПА (проекта НПА)

-

 

Источник: 

Официальный сайт общественного движения "Общероссийский народный фронт" 
https://onf.ru/2018/10/30/onf-prizyvaet-minprirody-rossii-usovershenstvovat-sistemu-ekologicheskogo-sbora/