Для жителей Крайнего Севера предложили отложить введение платы за обращение с отходами

Дата публикации: 
12 ноя 2018
Информация: 
 

Содержание законодательного изменения, нововведения

Жителям районов Крайнего Севера могут разрешить не платить за услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) до 2020 года. 9 ноября вслед за федеральными коллегами депутаты Красноярского законодательного собрания внесли в Госдуму законопроект, предусматривающий отсрочку «мусорной реформы» для районов Крайнего Севера. Изменения предлагается внести в закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Как указывается в пояснительной записке, согласно закону «Об отходах производства и потребления», все российские регионы с 2019 года должны перейти на новую систему обращения с ТКО посредством создания института региональных операторов, которые будут заниматься сбором, транспортировкой, обработкой, утилизацией, обезвреживанием и захоронением отходов.

Обязанность платить за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии соглашения между властями субъектов РФ и операторами, а также утверждённого единого тарифа на данную услугу, но не позднее 1 января 2019 года. При этом соглашение между властями субъектов РФ и региональными операторами должно было быть заключено до 1 мая 2018 года. 

Авторы отмечают, что для заключения этого соглашения проводились конкурсы по выбору регионального оператора в каждой технологической зоне. При этом в технологических зонах, куда входят районы Крайнего Севера, конкурсные процедуры объявлялись неоднократно, поскольку не было подано ни одной заявки на участиеТакая ситуация сложилась из-за того, что северные районы и приравненные к ним местности характеризуются низкой плотностью населения, значительной удалённостью населённых пунктов друг от друга, а также отсутствием транспортной доступности в межсезонье.

Также на этих территориях почти полностью отсутствует инфраструктура по обращению с отходами. Затраты на сбор и транспортировку ТКО не соотносятся с численностью проживающего на этих территориях населения. Кроме того, в этих районах существует проблема утилизации отходов, а их сортировка экономически нецелесообразна.

Отмечается, что в начале своей деятельности региональный оператор в районах Крайнего Севера будет вынужден включить затраты на транспортную логистику и создание инфраструктуры в тариф на услуги оператора, что может повлечь значительный рост платы за услугу по обращению с ТКО и, как следствие, рост социальной напряжённости.

Учитывая сложившуюся ситуацию, возникают риски нарушения сроков перехода на новую систему обращения с отходами, указывают разработчики проекта.

«Предлагаем обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО не распространять на территории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей до 1 января 2020 года», — говорится в пояснительной записке. Авторы подчеркивают, что это необходимо для организации минимальной необходимой инфраструктуры в области обращения с ТКО в районах Крайнего Севера и, как следствие, снижения тарифов на услугу регионального оператора.

Комментарий от ЦСЭП

Ранее в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий отсрочку «мусорной реформы» для городов федерального значения: Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю могут разрешить временно не применять законодательство о сборе и захоронении ТКО. Ссылка на новость: http://ecobiz-center.ru/pravo/1-29.

Стадия законодательного процесса

Проект НПА

Реквизиты НПА (проекта НПА)

Проект Федерального № 583871-7 "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Ссылка на документ в АСОЗД